Возможно, эта чашка кофе вам и
не нужна. Исследование показало, что после исчезновения основных симптомов вследствие полного отказа
от кофеина — ужасных головных болей, пониженного настроения
и так далее — люди чувствуют себя
так же бодро после приема
плацебо, как и
в период употребления кофеина.
Для эксперимента, ученые разделили
16 людей, регулярно потребляющих кофеин,
на две группы. Одной группе
в течение трех недель давали по
400 миллиграммов кофеина
в день (то же количество содержится в
20 унциях крепкого кофе),
другой же группе давали все это время
плацебо. Потом группы поменяли.
Переключение
с плацебо на кофеин и наоборот вызывало резкие изменения
в притоке крови
к мозгу и показателях ЭЭГ, и те участники, которые переключались
на плацебо, страдали головными болями
и сообщали экспериментаторам
о снижении внимания
и уровня концентрации.
Тем
не менее, никаких существенных различий
в состоянии испытуемых
во время перехода
из одной группы
в другую не наблюдалось — то есть,
потреблял ли человек сначала кофеин,
а потом плацебо, или наоборот, большинство физиологических показателей,
и все субъективные показатели уровня усталости
и снижения концентрации были идентичны.
Единственная очевидная польза потребления кофеина состояла
в том, что это предотвращало синдром отмены.
Ведущий автор исследования, Стайси Сайгмон, ученый университета психиатрии
в Вермонте, предполагает, что потребители кофеина, возможно, сами себя обманывают. «Развивается
привыкание»,— говорит
она — «А выгоды вы
не получаете».К слову, доктор Сайгмон регулярно пьет кофе, и
не собирается прекращать.